Такелаж трансформаторов

В процессе эксплуатации трансформатора ввиду ряда причин может неоднократно выполняться такелаж трансформаторов в рамках конкретной энергосистемы. Причинами перемещения на другие подстанции может быть его замена на более мощный при пересмотре графика и возрастании нагрузки подстанции, а также замена по режиму его работы из-за необходимости более глубокой регулировки напряжения.

В том числе такелаж может совершаться в результате реконструкции, модернизации, ремонта с заменой обмоток, производимых в централизованном порядке в самих энергосистемах или же на заводах-изготовителях.

Такелаж трансформаторов по территории действующей подстанции или же электростанции выполняется преимущественно на собственных катках, а такелаж далее границ подстанции на железнодорожных платформах (транспортерах) специальной конструкции или же на автотрейлерах.

Перенос предметов в труднодоступных районах выглядит как сложная технологическая операция. Процесс такелажа трансформатора к месту установки представляет собой ответственную операцию и должен обеспечить его сохранность.

Большое количество подобных агрегатов перевозится по железной дороге. Эта операция вводит определенные ограничения по транспортному весу и размерам силовых машин. Вес для такелажа должен быть не более грузоподъемности транспортера или железнодорожной платформы, а размеры должны быть менее, чем очертания железнодорожного габарита.

Такелаж груза с завода или же из места первой установки в другое место должна предшествовать операция демонтажа всех выступающих за пределы ждгабарита комплектующих узлов и деталей. Контрольно-измерительная аппаратура, контрольный кабель, крепеж, запчасти и детали подлежат отправке в деревянной упаковке так же, как и с завода-изготовителя с обязательным учетом расстояния отгрузки.

Транспортный цикл перевозки силовых машин на большие расстояния, предполагает использование железнодорожного транспорта: платформ и специальных транспортеров различной грузоподъемности. Такелаж трансформатора на платформу производится в соответствии с разработанной схемой погрузки и крепления, которая согласовывается и утверждается компетентными органами.

Транспортные размеры сверхмощных силовых машин превышают стандартные габариты подвижного состава на железной дороге и потому транспортируются как грузы особой негабаритности. Допускаемая в таких случаях негабаритность должна обладать гарантией безопасности движения встречных поездов. Кроме того, должны быть соблюдены допустимые расстояния между движущимся агрегатом и сооружениями вокруг железнодорожных путей.

Безрельсовое перемещение широко применяется при доcтавке подобных объектов в труднодоступные районы. Если энергообъекты сообщаются по дороге с твердым покрытием из асфальта или бетона, без больших уклонов (менее 15 %) а также крутых поворотов, то перевозка трансформатора производится на автотрейлере и прицепе. Тип трейлера подбирается с учетом транспортных габаритов, а также массы груза.

Для обеспечения сохранности автотрейлера, а также безопасности груза в пути следования к месту доставки, предварительно изучаются особенности выбранной трассы. Разрешение на проезд через различные сооружения на трассе оформляют перед перевозкой в соответствующих инстанциях. В случае необходимости на трассе выполняются подготовительные работы. Для такелажа трансформатора особо больших размеров, в первую очередь разрабатывается проект производства такелажных работ и проект выполнения работ по такелажу, содержащий в себе перечень необходимых мероприятий при его доставке к конкретному энергообъекту.

В особых случаях отсутствия дорог (как в районах Тюмени) такелаж выполняют при помощи специальных металлических площадок (саней). Данный вид транспортировки выглядит особо трудоемким и опасным, требующим специальной подготовки перед началом перевозки и в дальнейшем в процессе перевозки. В этих случаях крайне необходимо иметь разработанные проекты организации и производства такелажа.

Погрузку (разгрузку) при отправке (прибытии) на автотрейлере, санях или железнодорожной платформе выполняют в соответствии с расчетом и схемой разгрузки. В определенных местах транспортной схемы предусматриваются и подготавливаются подъемные средства для такелажа: автокраны, домкраты, электролебедки, полиспасты, якоря, прочее крановое оборудование. В случае отсутствия подъемного крана выгрузку с транспортного средства (платформы или трейлера) выполняют с помощью гидродомкратов.

Такелаж электроагрегата с платформы выполняют плавно, равномерно и без рывков при помощи тяговых механизмов (таких как, электролебедки, тягачи и пр.), применяя полиспасты, которые устанавливаются по утвержденной схеме строповки. После размещения объекта на основной клети удаляются направляющие рельсы, а также вспомогательная шпальная клеть. В обратной последовательности производится такелаж трансформатора на платформу. Погрузка (разгрузка) на (из) железнодорожный транспортер сочлененного типа обладает специфическими отличиями и выполняется в соответствии со специальной инструкцией.

Такелаж трансформаторов относят к сложнейшим такелажным работам. Сложность этих работ вызвана необходимостью подготовки к перевозке электроагрегата, а также необходимостью контроля всех стадий транспортного цикла со стороны специалистов, знакомых с особенностями эксплуатации данного объекта.